Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» подготовил в помощь приемным родителям методическое пособие «Приемные дети: кратко о сложном».
Цель пособия — познакомить приемных родителей с волнующей их темой и предложить способы решения возникающих сложностей. Это такой аналог «домашней аптечки», которая поможет, когда родители не в силах самостоятельно разобраться и справиться с проблемой.
В нем 7 глав, каждая из которых посвящена отдельной проблеме:
• мифы и стереотипы о приемных детях и приемных семьях; мифы детей о приемных родителях,
• психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей,
• приемные дети и СДВГ,
• сенсорная интеграция,
• приемные дети и образование,
• детское «воровство»,
• прошлое приемного ребенка, его кровные родители и родственники.
Пособие может быть полезно специалистам и волонтерам, которые работают с приемными семьями и детьми из детдомов.
Скачать пособие бесплатно можно по ссылке.
Ниже можно прочитать отрывок из главы «Мифы детей о приемных родителях»:
В тех случаях, когда взрослые не помогают ребенку понять, что с ним произошло и почему он на самом деле лишился своей кровной семьи, у него может сформироваться искаженное представление об этом, своего рода «миф». Дети редко формулируют их на словах, зато живут в соответствии с ними. У приемных родителей при этом возникает ощущение, что ребенок отчужден, с ним нет близкого контакта, и что вообще он существует как бы в «параллельной реальности».
Ниже приводится авторская классификация наиболее распространенных типов нарушенного самовосприятия детей и соответствующих им представлений — «мифов» о родителях. Важно подчеркнуть, что здесь речь идет именно о нарушенном представлении о родителях. В большинстве случаев родителям и специалистам удается сформировать адекватное восприятие жизненной ситуации у приемных детей.
«Маленький преступник»
Позиция ребенка в этом случае: «Меня бросили, потому что я плохо себя вел(а)». Кровных родителей такой ребенок считает во всем правыми, хочет вернуться к ним и «все исправить». Поведение в приемной семье колеблется от агрессии и провокаций возврата до аутоагрессии («Я плохой и не достоин ничего хорошего»). Это отражает, прежде всего, восприятие ребенком разлуки с семьей и связанную с этим боль как наказание за что-то плохое — дальше ребенок сам находит, за что именно. Приемные родители в этом случае — «несведущие личности», которые со временем поймут, с каким плохим ребенком имеют дело, и сделают то же, что и кровные — бросят. Поэтому, чтобы не оттягивать неизбежное, агрессивный малыш будет драться и ругаться матом на своих новых родителей, а депрессивный ребенок-жертва, например, может страдать анорексией (отторжение пищи, искусственная рвота) или даже «расписывать» стены фекалиями, провоцируя отвращение к себе. Вариация «маленького преступника» — «Али-Баба, попавший в пещеру с сокровищами разбойников». Главная задача — вынести как можно больше, пока тебя не «вычислили». Такие дети могут нести деньги или продукты в кровную семью, друзьям во двор или в детский дом. Они не слишком маскируются, поскольку убеждены — все равно их непременно выгонят!
«Идеальный ребенок» для «идеальных родителей»
У детей старшего дошкольного/младшего школьного возраста может встречаться позиция: «Раньше все было плохо, а теперь все будет хорошо, я заслужу!». Такие дети реалистично воспринимают ситуацию с неблагополучием в кровной семье и обладают сохранной способностью к привязанности. Они готовы строить новые отношения и очень стараются быть хорошими в них, принимая на себя ответственность за благополучие в новой семье. Но в любых новых отношениях возникают «установочные конфликты», а привязанность формируется далеко не сразу. В результате через некоторое время срабатывает «эффект маятника»: воодушевление сменяется разочарованием, дети падают духом, чувствуют растерянность и безысходность. Надежды на новые отношения были для них «плотиной», сдерживавшей печаль утраты по несостоявшейся любви в кровной семье. И когда «плотина рушится», бежать от нахлынувшей печали некуда — такой ребенок впадает в самую настоящую депрессию.
ВАЖНО! Описанные в разделе убеждения детей существуют не на интеллектуальном, а на эмоциональном уровне — в форме чувств, которые не осознаются.
Скачать пособие
Пособие подготовлено в рамках проекта «На пути к устойчивой замещающей семье», реализуемом при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.