Главная СобытияИсторииОгонь на ладошке и эксперименты с мороженым: как мы провели это лето

Огонь на ладошке и эксперименты с мороженым: как мы провели это лето

02.09.2021 19:30:00

Каждый из нас когда-то начинал учебный год с сочинения «Как я провел это лето». Для нас главным событием стала летняя программа для детей-сирот из семи регионов. Они приехали на два месяца в Подмосковье, и вместе с реабилитационным центром «Вдохновение» мы подарили ребятам настоящие каникулы. Рассказываем, каким они запомнили это лето.

WhatsApp Image 2021-08-29 at 13.28.36.jpeg

— Я научилась готовить яичницу! — прокричит семилетняя Настя, если спросить ее, чем она занималась летом.
— Мне больше всего понравилось вязание, — скажет Карина. В этом учебном году она закончит девятый класс, а потом пойдет учиться на повара. — Я связала себе снуд и палантин.
— Я впервые стоял на ногах, — расскажет девятилетний Саша. В прошлом году после госпитализации у мальчика была загипсована вся нижняя часть тела. Реабилитационный период был непростым, но вместе с няней Саша работал над собой, разминал ноги, каждый день ходил на ЛФК, научился ползать, стоять на коленях, садиться на стул и кровать. А в этом году ему сделали ортезы, и в девять лет мальчик впервые смог постоять на своих ногах.

На летние каникулы к нам приезжают разные дети: с диагнозами и без, малыши и подростки. Такой отдых очень важен для братьев и сестер. «Зачастую, даже если дети воспитываются в одном детском доме, они могут быть в разных группах из-за возраста. А когда приезжают к нам, они могут побыть друг с другом и пообщаться», — рассказывает координатор проекта «Дети в беде» и организатор летней программы Зарема Эспаева.

Легитимное пространство, где можно пошуметь

Каникулы, которые мы проводили для ребят, одновременно напоминали и отдых в привычном всем нам детском лагере, и в деревне у бабушки. В реабилитационном центре для детей устраивали мастер-классы: они учились готовить, рисовать, лепить из глины, петь.

IMG-20210709-WA0050.jpg IMG-20210710-WA0036.jpg

— Сначала я ходила к отказничкам с художественными мастер-классами, — рассказывает Ксения Касьмина, ведущая музыкальной мастерской. — Быстро стало понятно, что количество детей и их навыки предполагают успех еще и в музыкальном направлении. Поскольку я любительски пою, и у нас есть прекрасный педагог Валера, мы стали проводить музыкальные занятия.

На наших глазах те ребята, которые не выговаривали звуки, начали вслед за другими повторять слова песен.

Обычно дети поют песню не целиком, а включаются на своих самых любимых моментах, и я этим спекулирую, эмоционально их поддерживаю. Дети действительно любят кричать, но они и хорошо поют. Я это заметила и подумала: «Ага, это отличное пространство для разрядки детей». Их много, их уклад жизни требует четкой последовательности действий. У нас на занятии они могут действительно повеселиться. Летом мы поем в беседке, иначе дом на ушах стоит. В общем, это такое легитимное пространство для детей, где можно потоптаться, постучать кулачками, покричать, пошуметь.

«Всем детям интересно, как устроен мир. И это не зависит от их диагнозов»

Летом дети занимались не только творчеством, но и ставили научные эксперименты. В августе в реабилитационный центр приезжала команда проекта «Физическая гостиная». Его участники работают с фондом уже несколько лет. Два года назад они впервые провели занятие для детей из психиатрической больницы, к которым ходят волонтеры фонда. И с тех пор команда приезжала к ним раз в сезон, пока не случилась пандемия.

— Когда говоришь, что для детей, у которых есть особенности развития, нужно проводить кружки, это вызывает непонимание. Поэтому мы занимаемся просветительской деятельностью там, куда обычно не приезжают люди, работающие в науке, — рассказывает Ксения Теплякова, организатор проекта «Физическая гостиная».

Программу для ребят они выстраивают примерно одинаково. Ксения убеждена, что дети всегда любознательны. Им может быть неинтересно сидеть за партами и пересказывать параграфы, но им всегда интересно то, как устроен мир. И это не зависит от их диагнозов.

— Единственное исключение — подростки. Их внимание еще нужно завоевать. Как-то я стала поджигать купюру в тысячу рублей, и тут они заинтересовались: «Погодите, не надо деньги жечь, мы вас послушаем».

На занятиях, которые проводит команда «Физической гостиной», дети всегда могут все потрогать, попробовать провести эксперимент, предсказать, что получится, и постараться объяснить, почему так произошло.

— Рассказывая про физику, мы всегда отталкиваемся от чего-то из жизни, — объясняет Ксения. — Например, спрашиваем детей, видел ли кто-нибудь, как бегают по воде водомерки. Кто-то отвечает, что видел, кому-то нужно рассказать об этом. А дальше мы предлагаем ребятам завести своих водомерок. Раздаем им металлические скрепки, расставляем детей вокруг тазика с водой и рассказываем, как сделать так, чтобы скрепки плавали. Нам же кажется, что плавать может только что-то деревянное или бумажный кораблик. Но если хорошенько потереть скрепку в ладошках, а потом аккуратно положить ее на воду, она будет держаться на минимальном количестве жира с наших пальцев.

В реабилитационном центре команда организовала несколько научных точек. На одной ребята делали электрические открытки: брали токопроводящий алюминиевый скотч, с помощью него клеили батарейку, крепили светодиодик, и потом он загорался. На другой прыгали и делали мультики. На третьей — изучали астрономию и учились определять расстояния между звездами.

WhatsApp Image 2021-08-14 at 11.58.57.jpeg WhatsApp Image 2021-08-14 at 11.47.35 (2).jpeg

— На одной из точек мы тушили свечку с помощью углекислого газа, который выделялся при смешивании соды, лимонной кислоты и воды. Так ребята узнали, что для горения нужен кислород, и без него свечка погаснет. Еще я рассказывала детям, как вода забирает температуру. Я опускала руку сначала в воду, а потом поджигала на ладони горючую пенку. Она горит недолго и этого времени хватает, чтобы вода забрала температуру. Если бы рука была сухая, нам было бы горячо, а так не успеваешь ничего почувствовать. Ребятам постарше я рассказывала про теплоемкость. Многие школьники отлично заучивают термины, но объяснить их им бывает сложно. А на таких примерах легко во всем разобраться. Еще мы привозили пушку, которая производит облака. В трубу заливается жидкий азот и кипяток, и она выстреливает туманом.

Была точка, где дети замораживали разные предметы. Брали сухую салфетку, и с ней ничего не происходило, а потом мочили ее, замораживали, и она становилась жесткой, потому что вода в ней превращалась в лед. Там же ребята готовили мороженое. Смешивали сливки со сгущенкой, замораживали смесь с помощью жидкого азота, а потом раскладывали ее по вафельным стаканчикам. Дети остались в восторге от вкусного эксперимента, а команда «Физической гостиной» была в восторге от работы, которую проводят с детьми в центре.

Дети-сироты с нянечками — это не то же самое, что дети-сироты сами по себе. Это колоссальная разница.

— Люди, которые не волонтерили в детских домах, не заметят эту разницу, а у нас такой опыт был, и мы не могли это не оценить. Например, дети у нас впервые спросили, откуда взялись подарки, которые мы им привезли, и кто их покупал. Ни разу до этого я не слышала такого вопроса, потому что обычно дети-сироты воспринимают подарки как данность. Девочки постарше рассказали, что они много готовят, для них проводят мастерские. И было видно, что они очень ценят, как их тут учат жить. Они не сказали: «Нам тут плохо, нас заставляют что-то делать». Наоборот они с гордостью говорили, как много для них делают. Это дорогого стоит. И конечно меня безумно порадовало, когда няни привезли на занятия детей с ДЦП. У них не было взгляда волчонка. Они вели себя с полной уверенностью, что эти люди за них поборются. Сидели и улыбались.

«Тетя Вера, помните мальчиков Артема и Кирилла? Это пишет Артем…»

Няни для ребят были заботливыми «бабушками». Следили, чтобы они хорошо питались, присматривали во время прогулок, окружали своей заботой. Так как у многих детей, которые приехали в центр на лето, есть диагнозы, няни полностью их обслуживали: кормили, купали, одевали. Они следили, чтобы мальчишки, которые не могут ходить, правильно ползали, не тянули ноги за собой, а переставляли их по очереди, как их учили на реабилитации. Некоторым детям они проводили медицинские процедуры.

Например, у четырехлетней Светы установлена трахеостома. И днем, и ночью няня Вера каждые два часа, а иногда и чаще, прочищала трубку при помощи специального аппарата. Когда она кормила девочку, то внимательно проверяла, чтобы в еде не было никаких комочков, иначе они могут застрять.

photo5298610452412085151.jpg
photo5298610452412085149.jpg

Света чувствовала заботу няни, и когда обнимала ее, а делала это девочка очень часто, она сильно-сильно сжимала руками лицо тети Веры и прижималась к нему своими щеками. Из-за стомы Света не может говорить, но ее отношение понятно и без слов. И детям важно не только чувствовать любовь взрослых, но и отдавать. Няням, с которыми они проводят лето, ребята пишут письма даже через год.

«Тетя Вера, помните мальчиков Артема и Кирилла? Это пишет Артем.

Помните, как мы ели чернослив с чаем. Помните, как последний день проходил и мы плакали. Помните, как вы говорили, что мы хорошо в футбол играем.

Артем <3

дайте номер свой
мой номер вот…»

Артем - Письмо няне_0002.jpg

«А можно я приеду в следующем году?»

За лето ребята успели научиться новому, но нашлось и время для безделья. Можно было собираться с подружками в беседке и петь под музыку из телефона, пока не позовут на ужин; кататься на велосипеде наперегонки с новыми друзьями; полдня качаться на качелях, потому что нравится и никто не запретит; кормить кролика на ферме, сидеть у пруда и ждать, когда вынырнет черепаха, и гладить собак; устраивать битвы с водяными пистолетами. Или просто найти классную палку и везде с ней ходить: все ведь любили это в детстве.

28 августа каникулы у ребят закончились, и в последний день перед отъездом им устроили праздник, который длился целый день. Начался он с квеста и кулинарной мастерской, где дети готовили разные сладости. После тихого часа все отправились в арт-кафе, где ребята угощали нянь и ведущих мастерских булочками, печеньем и пирожными, которые они сами приготовили. На футбольном поле к закрытию летней программы построили сцену, и вечером ребята смотрели музыкальное представление «Бременские музыканты», а потом слушали концерт оркестра Школы имени Рихтера.

Концерт 12.JPG Концерт 20.JPG
Концерт 7.JPG

Каждый ребенок запомнил по-своему этот день, да и все лето.

— На квесте мы выполняли всякие задания. Мы мешали сахар с белком, а потом нам показывали видео с бобром. Он рычал. Еще нам показывали концерт — мультик из «Бременских музыкантов». Там был осел, собака, петух, котик. Сказка была смешная.

— Там папа похитил королеву. А еще принц всегда ее забирал и хорошо пел. Песня такая: «Ничего на свете лучше нету».

— Мы делали мороженое. Работали с жидким азотом. Это такая штука холодная. Она все замораживает. Берешь шарик надуваешь, в жидкий азот опускаешь, и он сдувается, а когда высовываешь, он снова надувается. Еще была такая пушка. Жидкий азот туда наливаешь и воду, и получаются облака, но они быстро уходят… Вообще я уже был тут три года назад. А можно я в следующем году тоже приеду?



Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» благодарит всех, кто помог организовать для детей летние каникулы: ООО «Ф.О.Н», АО «Данон Россия», ООО «Хэдхантер», ИП Филатов А.В., ООО «Эд-Ком», ПАО «Промсвязьбанк», ООО «Гиперглобус», ООО «Кофе и круассан», ООО «Эй энд Ди Ди компани», ФБУ «НТЦ ЯРБ», НКО АО «Национальный расчетный депозитарий», ООО «Королевская вода», БКС Премьер, школа ENS, Kiabi, US Dental Care, American Women's Organization, ООО «Открытая дистрибьюторская компания». Фонд также благодарит всех, кто помог купить билеты на поезд и самолет для детей и сопровождающих и оплатил поездки на такси, чтобы мы могли встретить детей и отвезти их из лагеря на вокзал и в аэропорт. А еще мы говорим спасибо транспортным волонтерам и всем, кто помогал нам с организацией. И конечно спасибо благобегунам, которые собирали средства на лечение и реабилитацию детей со сложными диагнозами.
Поделиться
Все события
все семинары
все истории