Главная СобытияИсторииВыпускник детдома мечтает стать поваром-кондитером

Выпускник детдома мечтает стать поваром-кондитером

03.05.2017

Катау учится в 11 классе, увлекается живописью, мечтает поступить в московский колледж и стать поваром-кондитером. Яна Дворкина - о том, почему такие ребята, как Катау, нуждаются в поддержке.

Когда я познакомилась с Катау, он выглядел безукоризненно прекрасно - синий пиджак, голубая рубашка и подобранная в тон бабочка. Вечерний разговор за чаем обещал быть очень интересным.

Так и вышло. Катау оканчивает сейчас 11-й класс школы при детском доме. Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» совместно с Центром равных возможностей «Вверх»с начала учебного года помогает ему в подготовке к выпускным экзаменам, оплачивая работу репетиторов.

Катау попал в дом ребенка сразу после рождения, потом его переводили из одного учреждения в другое в соответствии с возрастом, последний детский дом расформировали, и ему пришлось снова поменять место жительства. Сейчас он живет в Белогорском детском доме - это небольшая деревня в 190 км от Саратова.

В Москву Катау сейчас приехал первый раз с экскурсией от детского дома. Я начала сразу расспрашивать: «Как Москва? Какие впечатления от города?»

А Москва оказалась красивой и интересной для него. Красивые здания, улицы, бурная жизнь мегаполиса его завораживает. В отличие от остальных ребят - домой возвращаться не тянет. И воспитатель удивляется ему - вечером все уставшие приходят, а Катау не может остановиться: «Куда бы нам еще сходить? Что бы еще посмотреть?» И всю карту уже изучил, и станции метро знает.

Воспитатель говорит: «Москва - его город», и рассказывает про мечту парня - поступить в московский колледж и остаться жить здесь. А пообщавшись ближе с молодым человеком, и мне захотелось, чтобы в Москве у меня появился такой друг.

Катау - Творец. Он танцует в школьном кружке, поет, играет на сцене, занимается музыкой. И хорошо рисует. Рисование осваивал сам, потому что просто негде было учиться. Вот нет у них в деревне такого кружка, и даже уроков рисования в школе некому проводить, и что делать в этом случае? Правильно! Учиться самому. Сначала он рисовал акварелью, потом гуашью и сейчас осваивает акрил. В основном рисует пейзажи, но был период, когда изучал самостоятельно и портрет.

Я спрашиваю про выбор будущей профессии, ожидая услышать про дизайнера или художника, но Катау снова меня удивляет, его выбор - повар-кондитер. Оказывается, что основное его любимое дело - это готовить. А прошлым летом ему представилась возможность поработать на кухне в  детском лагере. Сначала, как это обычно и бывает, Катау чистил картошку, потом ему доверили резать овощи и только потом пустили к плите. Но он со всем справился и этим летом тоже надеется поехать в лагерь в качестве повара.

А на вопрос, что именно ему нравится в поварском искусстве, Катау рассказывает: «Самому приготовить и чтобы смотрелось идеально. Чтобы красивый стол был, не пустой».  Вот это «идеально» у Катау есть во всем: то, как он накрывает на стол, украшает еду, устраивает праздник, рассаживает гостей. То, как он делал наше общее фото - долго искал правильный ракурс и направление света. И конечно, чаем нас угощал - именно он.

Воспитатель рассказывает мне о том, что у Катау есть природное чутье и, украшая помещение, организуя мероприятие или готовя еду, он как будто рисует картину, создавая ее по одному мазку и держа в голове конечный цельный образ. Получается замечательно.  

Проблема только в одном. Чтобы после выпуска из детского дома не пойти в общем потоке на «озеленителя, маляра или штукатура», нужно хорошо сдать экзамены. Для этого, кроме кулинарии и рисования,  нужно еще хорошо знать общие предметы. А вот с ними у Катау есть сложности.

Детский дом весьма специфическое место, где детей стараются максимально занять различными кружками, участиями в соревнованиях и бесконечным сопровождением гостей на «дне аиста». В выпускных классах на учебу упор не делается. Когда обычные родители видят, что их ребенок не справляется со школьной программой, они бьют тревогу и до исправления оценок не пускают его на дополнительные кружки. Здесь такого не происходит.

Большей частью дети из детских домов учатся в обычных школах, вместе с «домашними» детьми. Зачастую школьная программа дается им тяжело. Приходя в детский дом из неблагополучных семей, дети могут вообще ничего не знать из нее. Пробелы в знаниях огромны. Дома было не до учебы - в приоритете стояло выживание. Учителя в школе не могут уделить внимание одному ученику, у них в классе 30 человек, и они ставят символические тройки.

Такая ситуация складывается еще и потому, что отсутствие родных людей рядом - это огромный стресс для ребенка, ощущение нестабильности и опасности от жизни. Каким бы хорошим не был детский дом и воспитатели, ребенок все равно будет проходить через ужас того, что в мире он один. Этот ужас может еще усугубляться чувством вины: «Если от меня отказались родители, значит со мной что-то не так. Я плохой». А мы устроены  так, что если испытываем стресс, то все силы, вся энергия уходит на него. Развиваться и учиться в таком состоянии - крайне тяжело. Приходя в школу, дети из детского дома испытывают примерно то же, что люди во время бомбежки, которым сказали изучать литературу и физику. Очень тяжело физически. И часто еще мешает заниженная самооценка, ведь в отличие от «домашних» детей, их не поддерживают близкие, не хвалят за успехи и не расстраиваются вместе с ними при неудачах.

Катау еще в прошлом году спрашивал, будет ли возможность заниматься в 11-м классе с репетиторами, чтобы хорошо сдать экзамены. И такая возможность была - благодаря всем Вам, кто поддерживает проект «Дистанционное образование». 

Этот проект - зачастую единственная возможность для детей получить поддержку, индивидуальное внимание и возможность заполнить огромные пробелы в знаниях. Это шанс им самим выбрать свое будущее и не попасть в те 90% статистики, согласно которым выпускники детских домов поддаются зависимостям, попадают в тюрьму или просто не выживают в нашем мире, который так не похож на искусственно созданную среду детского дома. По этой статистике только у 10% выпускников получается социализироваться в обществе и только 2% из них поступают в высшие учебные заведения.

Сейчас Катау занимается с репетиторами по математике и русскому. Окружающие люди смогли ему объяснить о возможных перспективах жизни с плохим аттестатом, и он очень старается подтянуть оценки. Ведь каждому человеку хочется заниматься любимым делом и добиться успехов.   

Сейчас успеваемость у Катау постепенно улучшается. Воспитатель и учителя в школе видят хорошую динамику, но для того, чтобы закрыть все пробелы в знаниях, одного учебного года недостаточно. Теперь я буду очень сильно переживать за парня и надеяться, что у него все получится и баллов хватит для поступления в московский колледж.

Всего за три года реализации проекта «Дистанционное образование» в нем приняли участие 167 ребят из 12 интернатных учреждений. Сейчас в проекте участвуют 60 детей из 13 детских домов.

Одно занятие с ребенком стоит 420 рублей.

Один месяц занятий с репетитором для ребенка стоит 6720 рублей. Это не очень большие деньги,  но они могут  изменить всю его жизнь.

 Поддержать проект можно переведя любую сумму на счет фонда и указав в назначении платежа: «Дистанционное образование».

 Или, если у вас есть педагогическое образование, то можно стать репетитором для ребят. Для участия в проекте пишите координатору проекта Чальцевой Светлане на chalcevas32@gmail.com.

Только объединившись, мы можем изменить ситуацию с социальным сиротством в России.

Поделиться
Все события
все семинары
все истории