Руководитель фонда Елена Альшанская — о том, почему старшие дети издеваются в детдомах над младшими и почему проблему не решить, если начать еще больше разделять детей по возрастам.
Вчера в соцсетях появились чудовищные ролики, где старший подросток издевается над малышом в детском доме. Однако сопровождалось это почему-то текстом про то, что это произошло, потому что что малыша перевели в детский дом к его родным братьям и сестрам (с которыми его разлучили сразу при отобрании). Читателям активно предлагалось сделать вывод: причина издевательств — именно разница в возрасте. Разделите, мол, навсегда старших и помладше, никогда не соединяйте вместе братьев и сестер — и издевательства прекратятся.Но издевательства, буллинг, насилие, агрессия одних детей в отношении других сопровождают, увы, жизнь каждого детского дома. Хорошие [детдома] отличаются тем, что там с этим быстро удается справиться и там это не поощряется специально. А в плохих, увы, поощряется. Потому что воспитатели не справляются, а один агрессивный подросток без границ насилия построит всю армию других детей за пару дней в тотальное подчинение и страх. Это не зависит от возраста детей или степени их родства между собой. Старшаки чаще всего буллят тех, кто младше (на год, на два, на 10 лет — неважно). Так было 20 лет назад, 10 лет назад, вчера, сегодня.
А иногда дети просто не понимают, где границы игры и начало унижений, потому что с ними поступали так же дома или тут же, в детском доме.
Это было всегда. А не вдруг возникло, когда младшего ребенка перевели к старшим братьям и сестре.
Это, конечно же, не лечится никак еще большим разделением и сегрегацией детей. Давайте тогда уж детские дома по возрастам прям создавать: 11-летних — на один край географии всех вместе в заключение, 12-летних — в другой.
В чем же на самом деле причина и как это лечится?
Представьте себе на секундочку, из каких ситуаций и почему дети попадают в детский дом? Просто попробуйте сделать такой мысленный эксперимент.
Нет, вариант, что родители и все родственники разом разбились на машине, не очень реалистичный.
Родители умерли, а никто-никто из родных не забрал — вполне бывает, к сожалению. А теперь представьте себя на месте этого ребенка, его чувства и его переживания и до, и после попадания в детский дом. Детей, у которых родители реально умерли в детских домах меньшинство. Но они есть. Это дети переживающие горе, травму потери. Как вы думаете, как именно с этими чувствами ребенка работают в детском доме? Ровно, как вы и подумали. В основном — никак. Они могут быть в непережитом горе, в депрессии, которую часто никто не замечает.
Чаще всего дети попадают из ситуации семейного неблагополучия, которое сопровождается зависимостью родителей. При этом одни родители в меру своих возможностей заботились, любили и никак не обижали своих детей. Представьте себя на минутку на месте этого ребенка, чью привычную ему жизнь оборвали чужие дяди и тети на казенной машине. Эти дети попадают в детский дом с болью разрыва привязанности, непониманием почему их забрали, обидой и чувством вины. Дети часто винят в этом, увы, себя: «Если бы я молчал и никому не говорил, что родители пьют», «Я плохо учился, поэтому...»
Есть дети из других семей, которые были там жертвами тяжелейшего насилия или тотального пренебрежения: их били, они были жертвами сексуализированного использования, выживали сами, ели то, что попросят у соседей. Что чувствуют они? Много злости, агрессии, недоверия взрослым, обиды.
И да, они выживали, в том числе защищая свою жизнь или неприкосновенность кулаками и насилием же.
Есть дети, которых родители разместили добровольно. Тоже из очень разных ситуаций, иногда вышеописанных, иногда других, где вообще-то семье нужна была помощь, которую никто не оказал.
Для ребенка это часто ощущается как предательство и нарушение базового доверия взрослым. Если ты не доверяешь, предан, злишься, ты можешь вести себя как угодно, сложно как-то повлиять на тебя в этой ситуации и с этой картиной мира.
И всех этих детей мы придумали собирать в одно здание, кучей, с неподготовленными взрослыми. Шикарная идея…
Весь свой тяжелый детский опыт, всю свою боль травму, паттерны поведения дети приносят с собой в детский дом, где:
- Зачастую нет ни одного взрослого, который прошел бы хоть какую-то подготовку по работе с последствиями детской травмы, что-то понимает про жертв насилия, умеет с этим работать.
- Может быть единовременно ОДИН взрослый на восемь таких травмированных детей с разным опытом и разным поведением.
- На учреждение в 50, 100, а то и 200 таких детей, собранных вместе, может быть ОДИН психолог без специальной подготовки в вышеобозначенных темах.
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» уже много лет настаивает на необходимости законодательных изменений. В 2014 году благодаря активной работе и инициативе фонда в России началась реформа детдомов. Но, к сожалению, существует еще много нерешенных вопросов. Почитайте, без каких изменений невозможно проводить дальнейшую реформу.
Поделиться