Главная СобытияНовости«Буллинг, агрессия, насилие одних детей над другими сопровождают, увы, жизнь каждого детского дома. Это не лечится разделением детей по возрастам»

«Буллинг, агрессия, насилие одних детей над другими сопровождают, увы, жизнь каждого детского дома. Это не лечится разделением детей по возрастам»

16.11.2021
fbf1c800129d54211a4896515e5f2aa3.jpg

Руководитель фонда Елена Альшанская — о том, почему старшие дети издеваются в детдомах над младшими и почему проблему не решить, если начать еще больше разделять детей по возрастам.

Вчера в соцсетях появились чудовищные ролики, где старший подросток издевается над малышом в детском доме. Однако сопровождалось это почему-то текстом про то, что это произошло, потому что что малыша перевели в детский дом к его родным братьям и сестрам (с которыми его разлучили сразу при отобрании). Читателям активно предлагалось сделать вывод: причина издевательств — именно разница в возрасте. Разделите, мол, навсегда старших и помладше, никогда не соединяйте вместе братьев и сестер — и издевательства прекратятся.

Но издевательства, буллинг, насилие, агрессия одних детей в отношении других сопровождают, увы, жизнь каждого детского дома. Хорошие [детдома] отличаются тем, что там с этим быстро удается справиться и там это не поощряется специально. А в плохих, увы, поощряется. Потому что воспитатели не справляются, а один агрессивный подросток без границ насилия построит всю армию других детей за пару дней в тотальное подчинение и страх. Это не зависит от возраста детей или степени их родства между собой. Старшаки чаще всего буллят тех, кто младше (на год, на два, на 10 лет — неважно). Так было 20 лет назад, 10 лет назад, вчера, сегодня.

А иногда дети просто не понимают, где границы игры и начало унижений, потому что с ними поступали так же дома или тут же, в детском доме.

Это было всегда. А не вдруг возникло, когда младшего ребенка перевели к старшим братьям и сестре.

Это, конечно же, не лечится никак еще большим разделением и сегрегацией детей. Давайте тогда уж детские дома по возрастам прям создавать: 11-летних — на один край географии всех вместе в заключение, 12-летних — в другой.

В чем же на самом деле причина и как это лечится?

Представьте себе на секундочку, из каких ситуаций и почему дети попадают в детский дом? Просто попробуйте сделать такой мысленный эксперимент.

Нет, вариант, что родители и все родственники разом разбились на машине, не очень реалистичный.

Родители умерли, а никто-никто из родных не забрал — вполне бывает, к сожалению. А теперь представьте себя на месте этого ребенка, его чувства и его переживания и до, и после попадания в детский дом. Детей, у которых родители реально умерли в детских домах меньшинство. Но они есть. Это дети переживающие горе, травму потери. Как вы думаете, как именно с этими чувствами ребенка работают в детском доме? Ровно, как вы и подумали. В основном — никак. Они могут быть в непережитом горе, в депрессии, которую часто никто не замечает.

Чаще всего дети попадают из ситуации семейного неблагополучия, которое сопровождается зависимостью родителей. При этом одни родители в меру своих возможностей заботились, любили и никак не обижали своих детей. Представьте себя на минутку на месте этого ребенка, чью привычную ему жизнь оборвали чужие дяди и тети на казенной машине. Эти дети попадают в детский дом с болью разрыва привязанности, непониманием почему их забрали, обидой и чувством вины. Дети часто винят в этом, увы, себя: «Если бы я молчал и никому не говорил, что родители пьют», «Я плохо учился, поэтому...»

Есть дети из других семей, которые были там жертвами тяжелейшего насилия или тотального пренебрежения: их били, они были жертвами сексуализированного использования, выживали сами, ели то, что попросят у соседей. Что чувствуют они? Много злости, агрессии, недоверия взрослым, обиды.

И да, они выживали, в том числе защищая свою жизнь или неприкосновенность кулаками и насилием же.

Есть дети, которых родители разместили добровольно. Тоже из очень разных ситуаций, иногда вышеописанных, иногда других, где вообще-то семье нужна была помощь, которую никто не оказал.

Для ребенка это часто ощущается как предательство и нарушение базового доверия взрослым. Если ты не доверяешь, предан, злишься, ты можешь вести себя как угодно, сложно как-то повлиять на тебя в этой ситуации и с этой картиной мира.

И всех этих детей мы придумали собирать в одно здание, кучей, с неподготовленными взрослыми. Шикарная идея…

Весь свой тяжелый детский опыт, всю свою боль травму, паттерны поведения дети приносят с собой в детский дом, где:

  • Зачастую нет ни одного взрослого, который прошел бы хоть какую-то подготовку по работе с последствиями детской травмы, что-то понимает про жертв насилия, умеет с этим работать.
  • Может быть единовременно ОДИН взрослый на восемь таких травмированных детей с разным опытом и разным поведением.
  • На учреждение в 50, 100, а то и 200 таких детей, собранных вместе, может быть ОДИН психолог без специальной подготовки в вышеобозначенных темах.
Источник

Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» уже много лет настаивает на необходимости законодательных изменений. В 2014 году благодаря активной работе и инициативе фонда в России началась реформа детдомов. Но, к сожалению, существует еще много нерешенных вопросов. Почитайте, без каких изменений невозможно проводить дальнейшую реформу.
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории