ГлавнаяСобытияНовостиИтоги семинара в Калининграде: мы будем работать над созданием сообщества помогающих организаций вокруг каждого детского дома

Итоги семинара в Калининграде: мы будем работать над созданием сообщества помогающих организаций вокруг каждого детского дома

09.02.2018

В городе Зеленоградске Калининградской области 7 и 8 февраля прошел семинар фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" в рамках проекта "На стороне ребенка: поддержка реформы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Фонд стал одним из инициаторов масштабной реформы детских домов, которая идет с 2015 года по всей России (Постановление Правительства №481). Задачи реформы - приблизить условия жизни в детских домах к семейным, обеспечить социализацию детей вне детского дома, а главное - сделать пребывание там временным, чтобы ребенок как можно скорее возвращался в кровную семью или устраивался в приемную. 

Представители фонда познакомили с проектом руководство и сотрудников учреждений для детей-сирот, в которых будет осуществляться мониторинг, а также представителей местных органов власти, социальных и общественных организаций, вместе с участниками семинара составили план успешной работы по внедрению реформы, взаимодействия сотрудников детских домов и НКО, обсудили критерии и инструменты мониторинга и технологию поддержки.

"Мы начали свой проект с проведения вводного семинара совместно с представителями министерств, руководителями детских домов, центров помощи семье и детям, домов ребенка, детских домов-интернатов, а также общественных организаций Калининградской области, работающих с данными учреждениями и их выпускниками, – рассказывает Елена Альшанская, президент фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам". – Хочу подчеркнуть, что в этой истории солируем не мы, а наши калининградские коллеги. Калининградская область уже достигла серьезных успехов в плане реорганизации системы учреждений для детей-сирот. Совместно с местными НКО мы будем работать над созданием сообщества помогающих организаций вокруг каждого детского дома. Чтобы они постоянно мониторили ситуацию, анализировали возникающие проблемы и помогали решать их в интересах детей. Например, из того, что сейчас наиболее актуально: изъятый из семьи ребенок должен размещаться в учреждение, находящееся как можно ближе от места жительства его родителей или родственников, чтобы они могли навещать его и ребенок не терял связь с кровной семьей.

Мы говорили о том, зачем вообще нужно меняться детским домам. Что в основе этих изменений должно лежать представление о потребности ребенка жить в семье, в отношениях с близким взрослым, жить в открытом для него мире, в социальном мире, не изолированном. Как бы идеально этот отдельный, "особенный" мир учреждения ни был устроен, какие бы условия ни были созданы для комфорта и благополучия ребенка, ему лучше находиться в ситуации, максимально приближенной к обычной человеческой жизни. Тогда он гораздо легче адаптируется к новым условиям и быстрее понимает, что его потери временны. Не нужно отстранять его от учебы в обычной школе, от игры на детских площадках, от общения с такими же сверстниками, как он, живущими в семьях. Наша работа направлена на то, чтобы, во-первых, дети из детского дома поскорее возвращались домой в кровную семью или устраивались в приемную, но тоже семью. Во-вторых, условия в учреждениях должны быть максимально приближены к семейным. В-третьих, ребенку необходимо социализироваться, он не должен погружаться в отдельную изолированную среду и быть полностью лишенным коммуникации с внешним миром. И наша задача – чтобы все эти три пункта в каждом учреждении выполнялись максимально. Сегодня мы работали в группах с сотрудниками детских домов и местных НКО, обсуждая критерии мониторинга учреждений: по каким критериям можно понять, что действительно все три условия соблюдены.

Характер необходимых изменений будет зависеть от того, что это за учреждение. Иногда требуется капремонт и перестройка всех помещений, потому что оно построено по "коридорной системе", что полностью противоречит Постановлению. Иногда условия "квартирного типа" созданы, но, например, постоянно идет смена воспитателей, ребенка переводят из группы в группу. Нужно прекратить переводы и пересмотреть штатное расписание, чтобы в ДДИ на группу в двадцать детей приходилось не два воспитателя, а два взрослых на троих-шестерых детей.

Какие-то решения, безусловно, потребуют дополнительных средств и ресурсов. Когда мы говорим о работе с кровной семьей, зачастую у учреждений нет таких возможностей. Необходимо либо создавать внутри учреждения службу, которая будет работать с кровной семьей, либо привлекать соцзащиту, общественные организации, которые смогут эту работу выстраивать. Иногда это требует серьезной переподготовки всего персонала. В первую очередь кадры, работающие с детьми, должны понимать, почему так надо, почему это в интересах ребенка. Мы пытаемся включить в наш проект всех и на разных уровнях: от ведомств до работников самих учреждений, воспитателей, психологов, социальных работников".

В течение года фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам" в Калининградской области и Удмуртии проведет общественный мониторинг и оценку ресурсов организаций для детей-сирот, семинары для сотрудников детских домов, государственных и социальных служб и НКО, направленные на то, чтобы ребенок, оставшийся без попечения родителей, жил в условиях, приближенных к семье, жил внутри нашего большого социума и как можно быстрее возвращался домой или оказывался в приемной семье.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории