Уважаемый Дмитрий Анатольевич,


мы, представители общественных организаций, занимающихся поддержкой детей-сирот и детей-инвалидов, в том числе находящихся в государственных учреждениях социальной защиты, обращаемся к Вам с озабоченностью ситуацией с соблюдением базовых прав и свобод детей, находящихся в этих учреждениях


На протяжении последних полутора лет в сфере общественного внимания один за другим оказываются скандалы, связанные с тем, что происходит в так называемых “закрытых учреждениях”.

Ситуация в Павловском детском доме-интернате, когда в переполненном учреждении взрослые дееспособные воспитанники содержались в условиях близких к колонии-поселению; Омский детский дом, где сотрудники аппарата уполномоченного по правам ребенка обнаружили ребенка, привязанного за ноги к кровати; Разночиновский детский дом в Астраханской области, получивший печальную известность после публикации фотографии детского кладбища с заброшенными холмиками безымянных захоронений - все это события одного ряда, говорящие о том, что проблема носит системный характер.


Эти и другие, подобные им ситуации вскрывают факты и обстоятельства того, что положение детей в детских домах-интернатах является дискриминирующим. Организация жизни в “закрытых” учреждениях не только не способствует последующей интеграции детей в общество, но и, напротив, создает предпосылки для пожизненной их изоляции от социума, является фактором, угрожающим их жизни и здоровью.



Существующая ситуация прямо противоречит подписанной и ратифицированной Россией Конвенцией ООН о правах ребенка. Более того: коль скоро Россия ставит перед собой задачу ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанную еще 3 года назад, необходимо срочное и кардинальное изменение ситуации – без этого ратификация Конвенции невозможна.


На наш взгляд основными причинами такого положения дел являются:
несоответствие системы социального обеспечения детей-инвалидов и детей-сирот общественным ожиданиям. Система создавалась в условиях, когда закрытость и изоляция были нормой. Сегодня общество все больше ориентируется на включение в активную жизнь людей с ограниченными возможностями.

недостаточность и неэффективность систем ведомственного контроля. Ведомственные проверки, в том числе и проверки прокуратуры раз за разом проверяют “закрытые” учреждения, но находят лишь мелкие недочеты. А дети продолжают умирать. И общественность не устраивает, что дети умирают “в соответствии с законодательством”, потому что у них “очень тяжелые диагнозы”. Достаточно вспомнить историю Ильи Дувакина – истощенного мальчика из Павловского детского дома, из-за публикации фотографии которого в январе 2011 года разгорелся скандал. Медицинские и другие проверяющие инстанции уже готовы были его “списать”, сославшись на “тяжесть заболеваний, которыми наградили его родители”. 25 января этого года Начальником отдела помощи матерям и детям Комитате по здравоохранения Санкт-Петербурга в присутствии П.А. Астахова было заявлено, что “ребенок находится в терминальной стадии” из-за его заболевания и жить ему осталось несколько недель. Сейчас - апрель. Илья жив. После перевода в отделение, где он жил раньше, до административной «переброски», он понемногу набирает вес, становится все более контактным, общается со сверстниками - ему есть, зачем жить. У него появились друзья и значимые для него люди - волонтеры.

система предоставления социальных услуг по прежнему ориентирована в большей степени не на поддержку и помощь семье в кризисной ситуации, а на “изъятие” ребенка из семьи. Достаточно просто сопоставить те суммы, которые тратятся на содержаниие ребенка в “закрытом” учреждении (до 35 тысяч рублей в месяц) с пособием, которое получат родители, если оставят его дома (1200 рублей в месяц). Органы опеки, ответственные за надзор за соблюдением прав недееспособных и детей, помещаемых в специализированные учреждения, малочисленны,часто используют неадекватные индикаторы контроля и не имеют достаточно ресурса для реального мониторинга положения детей. В результате в их деятельности с устрашающей силой начинают доминировать карательные методы, направленные не на помощь и восстановление семьи, а на ее, фактически, окончательное разрушение.

общественные усилия, в том числе работа социально ориентированных НКО в сфере профилактики сиротства детей, в частности детей с проблемами развития, а также способствующих семейному устройству и социализации воспитанников детских домов и интернатов не находит достаточной поддержки у государства. Не заработала система государственного заказа на услуги, которые эти организации представляют семьям и детям. Устанавливаются административные барьеры для деятельности волонтеров и общественных организаций в детских домах и домах ребенка.

Нарушение прав и свобод детей-инвалидов затрагивает не только самих детей, их родителей, членов семьи. Существующее положение дел показывает каждому человеку и гражданину, на что будет обречен его ребенок, если волею судьбы или трагических обстоятельств он окажется не таким, как его сверстники.


Мы обращаемся к Вам как к гаранту прав и свобод человека и гражданина и считаем, что в сложившейся ситуации необходимо:
Констатировать неудовлетворительность положения дел с социальной поддержкой детей-инвалидов, детей-сирот и, особенно, детей, постоянно находящихся на полном государственном обеспечении в учреждениях органов образования, социальной защиты, здравоохранения.
Поручить Правительству РФ разработать с участием независимых экспертов, представителей некоммерческого сектора и правозащитных организаций федеральную целевую программу, направленную на:

а) разукрупнение и реформирование детских домов и детских домов-интернатов, трансформацию их в сервисные центры, оказывающие поддержку семьям с детьми-инвалидами, детям из семей оказавшихся в кризисной жизненной ситуации;
б) законодательное закрепление общественного участия и общественного контроля за деятельностью учреждений, в которых воспитываются дети-инвалиды и дети-сироты;
в) подготовку изменений в законодательство по вопросам опеки и попечительства, закрепляющих недопустимость совмещения функций опекуна и администратора стационарного учреждения, предоставляющего социальные услуги, а также препятствующих реализации“карательного” уклона в деятельности служб и органов, связанных с семьей и детством, и определяющих принципы и порядок оказания систематической поддерживающей социальной терапии семьям, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации;
г) разработку экономических мер по системной поддержке деятельности социально ориентированных НКО и по преодолению монополии государства на оказание социальных услуг семьям и детям, оставшимся без родительского попечения.

Надеемся на скорое принятие решительных и системных мер в направлении разрешения ситуации с нарушением прав детей, проживающих в стационарных детских учреждениях и со своей стороны готовы всеми силами содействовать этому процессу.


Вы можете оставить свою подпись, заполнив форму
http://www.perspektivy.ru/novelty/news_f/1/news_id/167