Главная СобытияНовостиГорячая линия: как изменились запросы с начала года

Горячая линия: как изменились запросы с начала года

24.08.2020
Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» проанализировал обращения, которые поступали на горячую линию по вопросам семейного устройства с начала 2020 года, и создал инфографику этих запросов.

Введение карантина сильно повлияло на запросы, с которыми обращались люди на горячую линию фонда. Это видно по инфографике.  До пандемии большинство вопросов были связаны с оформлением документов (18% от всех запросов) и получением пособий и льгот (12%). Также часто поступали жалобы на действия органов опеки (17%). Что изменилось в период карантина?

Было много непрофильных звонков: люди остались без материальной поддержки и звонили в фонд, потому что не понимали, куда еще обратиться.

— Была такая история. Женщина пару лет назад приехала в город из деревни, сняла квартиру и устроилась на работу неофициально. Она воспитывает дочку, алименты не получает. И вот случился карантин. Ребенок перешел в школе на дистанционное обучение, а у них дома нет компьютера. Интернет есть только в телефоне, но так заниматься трудно. Женщину уволили, а из-за того, что работа была неофициальной, никакую финансовую поддержку она получить не могла. Она звонила нам, потому что не знала, что ей делать, и таких обращений было очень много, — рассказывает психолог фонда и оператор горячей линии Марина Поливанова.

Психологическая поддержка
Резко вырос запрос на психологическую поддержку (с 6% до 23% от всех обращений), и фонд открыл отдельное направление: психологи консультировали не только приемных родителей, но и всех, кто испытывал тревогу в связи с пандемией.

— Люди обращались с разными проблемами, — продолжает Марина Поливанова. — Родители звонили, потому что дети не хотели учиться дистанционно, а подростки — сидеть дома. В семьях происходили ссоры, потому что люди оказались заперты в квартире.

Жалобы на органы опеки
В период карантина жалобы на органы опеки резко упали: с 17% до 5%. Это связано с двумя причинами. Во-первых, органы опеки не работали в карантин. Вторая причина заключается в том, что случаев изъятия детей во время карантина стало меньше, а многие жалобы до пандемии были связаны именно с тем, что забирали детей из семьи. Когда таких случаев стало меньше, сократилось и число жалоб.

Сигнал о неблагополучии
—  Сигнал о неблагополучии — это условное обозначение, которое объединяет разные вопросы, — объясняет Марина Поливанова. — Например, одинокая мать, оказавшаяся в сложной ситуации, боится, что у нее отнимут ребенка. Это сигнал о неблагополучии. Люди узнали, что у соседского ребенка нет никаких теплых вещей, а на улице холодно. Это тоже сигнал о неблагополучии.

За период карантина количество таких обращений сократилось с 5% до 3%.

— Может быть, таких сигналов стало меньше, потому что люди не так часто выходили из дома и меньше наблюдали за жизнью окружающих, — продолжает психолог фонда. — Когда звонили соседи и сообщали о каких-то ситуация с детьми, они чаще всего спрашивали, куда обратиться. Но я говорила им: «Если вы неравнодушны к судьбе этого ребенка, может быть, вы можете оказать какую-то помощь». Моя задача была дать человеку возможность задуматься, как можно помочь этой семье, а не просто пожаловаться в органы опеки.

Поиск ребенка
Количество обращений, связанных с поиском ребенка, не изменилось и осталось на уровне 4%. Но если до пандемии запросы были связаны с желанием людей взять ребенка, то в период карантина звонки по поиску ребенка были связаны с тем, что родителей не пускали в учреждения.

Ограничительные меры привели к тому, что сильно сократилось семейное устройство, что показал мониторинг, который провели представители фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и других НКО.

«Введение ограничительных мер в регионах привело к ряду изменений в режиме работы организаций, в том числе, сократило объем реабилитационных, лечебных, образовательных и других мероприятий с участием внешних специалистов. Сократилось семейное устройство, визиты волонтеров были сведены практически к нулю. Причиной в большинстве случаев был запрет на коллективные мероприятия и ограничение взаимодействия с внешней средой», — объяснила руководитель БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.

Некоторым учреждениям во время карантина удалось перевести часть процессов семейного устройства в онлайн-режим: например, собеседование с сотрудниками органов опеки и осмотр жилья происходили в формате видеоконференций. 

«Мы надеемся, что второй волны распространения COVID-2019 не будет, — говорит координатор программы «Семейное устройство» Наталья Шкурова. — Но если снова введут ограничительные меры в связи с карантином, стоит продолжить практику устройства детей в семьи с использованием дистанционных технологий».
Поделиться
Все события
все новости
все семинары
все истории